Мой город — Новосибирск
Выбрать другой город:
Учёба.ру WWW.UCHEBA.RU
 

Зачем студенту Lego?

В минувшие выходные холлы новосибирского Технопарка выглядели гораздо оживлённее, чем обычно. Территорию Центра образовательного пространства занял внушительных размеров макет производственных площадей, выполненный в технике 3D c иcпользованием конструктора «Lego».
Елена Ковалева
25 ноября 2015

Студенческие команды совместно с сотрудниками консалтинговой группы в области повышения эффективности и развития производственных систем «Лин Консалт» и преподавателями целевой инженерной межвузовской магистратуры решали задачи повышения производительности труда, зонирования физического производственного пространства, эргономики и обеспечения безопасности и технологизации кондитерского производства. Всё это — с применением знаний системной инженерии и методологии Lean*.

Использование конструктора в учебной деятельности — довольно распространённый приём. Уже в течение нескольких лет Lego Education является одним из российских образовательных трендов и применяется на разных площадках — от школы до технических вузов. Однако основное (и принципиальное!) отличие образовательного события в Технопарке — в том, что конструктор воспроизводил реальное производство, магистранты решали реальные кейсы под конкретного заказчика, а представитель компании в течение всего времени присутствовал рядом.

О том, какие цели преследовали организаторы проекта, как Lego может помочь в решении серьёзных инженерных проблем, и о мечте создать в Новосибирске центр системной инженерии мы поговорили с руководителем научно-методологического направления инженерной магистратуры Александром Нечипоренко и директором «Лин Консалт» Евгением Рачковым.

 

Конструктор Lego — это дань моде или реальная помощь в решении производственных задач?

Евгений Рачков: 3D-моделирование с использованием конструктора — это стандартный приём для современной инженерии, широко распространенный, например, в западных университетах. В своей практике мы впервые столкнулись с необходимость 3D-моделирования в 2012 году, когда работали с кемеровским вагоностроительным заводом. Правда, тогда мы совместно с заказчиком строили 3D из бумаги, но это не важно. Важно, что выстраивание объемного макета даёт возможность не просто наблюдать (как это было бы в случае с обычным чертежом), а проиграть варианты изменений производства вместе сотрудниками предприятия. Такой подход оказался очень действенным в решении задач повышения производительности труда.

Есть мнение, что 3D можно делать и на компьютере. Но компьютер не даёт такого эффекта. Когда вся рабочая группа становится вокруг стола, возникает единение.

Кроме того, конструктор позволяет менять ситуацию в режиме онлайн. Возникла идея — внесли изменения в макет, обсудили. Всё очень быстро.

Как возникла идея совместного семинара?

Александр Нечипоренко: С самого начала работы над концепцией целевой инженерной магистратуры нам было понятно, что в качестве одной из интегративных составляющих современного инженерного образования обязательно должно быть освоение средств системного подхода. То есть подхода, который рассматривает любой объект в аспекте процесса, структуры, функциональных узлов, морфологии материала. В прошлом учебном году с нашими студентами работал Анатолий Левенчук, ведущий российский эксперт в области системной инженерии и технологического менеджмента, автор учебника по этому предмету. Сотрудничество с «Лин Консалт» продолжает тему, начатую Левенчуком, данная компания давно и успешно применяет в своей работе системные модели и системный подход.

В сегодняшнем образовательном погружении участвуют как второкурсники, так и студенты первого курса инженерной магистратуры. Насколько прикладные системные задачи понятны неподготовленным студентам? Или для участия в таких семинарах всё же необходимо предварительно нарастить компетенции?

Александр Нечипоренко: По второкурсникам видно, что общение с Левенчуком и знакомство с его учебником дало очень хороший и правильный задел. Однако и магистранты первого курса нормально включились в решение задачи. Поэтому я скажу так: важно, чтобы системное содержание было. А на первом курсе или на втором курсе... Должно быть на обоих. Оно должно быть сквозным, базовым, потому что системный аппарат для того и создавался, чтобы интегрировать науку, инженерию, управление и разные научные дисциплины.

Долго ли пришлось уговаривать руководителей кондитерского производства на такой эксперимент?

Евгений Рачков: Ни одной минуты. Они хотели приехать еще большим составом, несмотря на то, что основное производство и офис находятся за полторы тысячи километров от Новосибирска. Заказчик осознает пользу от такого межпредметного и межпоколенческого подхода для развития своего производства. Молодые люди с незашоренными мозгами способны выдать очень интересные идеи, в том числе и абсолютно новые.

Смогли ли студенты за 2 дня семинара оправдать надежды заказчика и реально «прокачать» проект?

Евгений Рачков: Я думаю, что да. Некоторые идеи магистрантов (касающиеся производственных потоков и планировки производственных помещений) применимы напрямую, а некоторые однозначно помогут наработать некий бэкграунд и использовать его в дальнейшем.

Что для вас наиболее ценно в этом образовательном событии и что вы хотите получить на выходе?

Евгений Рачков: Для нас такой семинар — это, прежде всего, возможность практического взаимодействия с молодым поколением. Взаимодействие со студентами само по себе очень ценно. А здесь у нас получилось такое синергетическое сотрудничество: и мы в каких-то аспектах продвигаемся, и студенты получили возможность отработать элементы системного подхода на реальных объектах, процессах, ситуациях. Причём живых и горячих, потому что проект идёт сейчас.
Александр Нечипоренко: Я поддержу Евгения Борисовича в его оценке этого семинара. Сегодня здесь собрались представители заказчика, реальной консалтинговой компании, наш коллектив, студенты, и само это разновозрастное и полипредметное взаимодействие действительно востребует новый стиль мышления — системное.
И это вовсе не какая-то ролевая студенческая игра. Мы включились в решение реальной проблемы реального предприятия. Точно таким же образом можно эффективно формировать культуру системного мышления у топ-менеджеров производственных компаний. И это очень важно сегодня.

Опыт показывает, что на предприятии не произойдет качественного сдвига, если представители топ-менеджмента не владеют элементами системного мышления. В этой связи у нас даже родилась идея создания в Новосибирске центра системной инженерии.

В чем суть идеи и чем такой центр может реально помочь бизнесу и образованию?

Евгений Рачков: Есть такой факт: чем крупнее предприятие, тем меньше люди, работающие в каком-то одном подразделении, понимают целое. Соответственно, и в попытках повысить эффективность предприятия, чаще всего преобразовывают его как часть: что-то сделали, а как это сказалось на целом, трудно сказать. Поэтому нам кажется полезным, если бы в Новосибирске существовал центр, где топ-менеджеры могли бы посмотреть на своё предприятие как на целостную систему, проиграть системные задачи по повышению производительности.
Александр Нечипоренко: Для современного человека на фоне неопределенности, высоких рисков и конкуренции освоение современных мощных средств мышления становится критичным. Центр системной инженерии мог бы стать площадкой для отработки такого мышления. Здесь можно было бы обмениваться практическими знаниями, разыгрывать системные ситуации, что очень важно для управленца. Потенциал такого центра огромен: топ-менеджеры могут безболезненно и безопасно для бизнеса проиграть новые идеи развития, при определенной методологической поддержке самостоятельно выработать нетривиальные и красивые решения своих проблем.
Евгений Рачков: Это не психологическая подготовка, не маркетинговые тренинги и не клуб для бизнесменов. В центре нашего внимания — создание среды для развития системного мышления. Потому что для предобразования системы (читай — предприятия) критически важно выйти из неё, как бы увидеть сверху. Системно проанализировать ситуацию и системно проработать проект. Только тогда преобразования могут быть успешными.

 

*Lean — бережливое производство (от англ. lean production, lean manufacturing — «тощее производство») — концепция управления производственным предприятием, основанная на постоянном стремлении к устранению всех видов потерь. Бережливое производство предполагает вовлечение в процесс оптимизации бизнеса каждого сотрудника и максимальную ориентацию на потребителя. Считается, что именно эта управленческая технология в своё время позволила японским компаниям совершить головокружительный рывок в области конкурентоспособности.

Елена Ковалева
25 ноября 2015

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты