Студенты посещают занятия в своем вузе, проходят курсы на базе целевой инженерной магистратуры, а также заключают договор с предприятием, на котором работают над проектом в течение трех лет.
Сергей Владимирович: Специалитет всё-таки не включал в себя научную составляющую. В магистерской диссертации такая задача есть: студент должен провести научную работу, пусть даже на начальном уровне.
Сергей Владимирович: Есть такие высокотехнологичные отрасли, где считается, что магистратура слишком медленный способ подготовки студентов, и лучше вырастить бакалавра, а потом выпустить его в реальное дело. В такой точке зрения есть своя логика.
Принять объективное решение всегда сложно, ведь можно стать бакалавром и преуспеть, а можно и после магистратуры оказаться под начальством своего одноклассника, который раньше ушел в бизнес. Но, конечно, если студенту повезло оказаться на том направлении, где высок спрос на максимальный уровень образования и компетенции научной работы востребованы, в то магистратура — это оправданный выбор.
Людей, готовых заниматься наукой, немного, а тех, кто ею действительно интересуется, еще меньше. Поэтому магистратура является, конечно, элитным образованием. Не в том смысле, что это «закрытый» клуб, а просто требования выше. Иногда бывает полезно перед поступлением в магистратуру сделать паузу в образовании. Например, Андрей Тимофеев, один из наших лучших магистрантов, пришел в магистратуру уже после службы в армии. Его пример еще раз доказывает то, что для обучения в магистратуре важны не только знания, но и личностная зрелость.
Андрей Тимофеев: Я, наверное, озвучу позицию, закрепившуюся в сознании многих людей (взрослых и абитуриентов): диплом об окончании магистратуры — это дополнительные корочки, которые дадут возможность впоследствии заработать больше. Четкого понимания того, что магистратура направлена именно на воспитание высококлассных специалистов, к сожалению, нет. Когда я поступал, можно было выбрать специалитет или магистратуру, к концу моего обучения специалитет уже упразднили. Магистратуру же мы, бакалавры, представляли следующим образом: это просто более сложный диплом (или доработанный старый) и плюсом к нему еще два года занятий. По окончании магистратуры ты должен пытаться найти работу, и если сильно повезет, она будет связана со специальностью. Тем не менее я сразу знал, что пойду в магистратуру после того, как отслужу в армии.
Сергей Владимирович: Все работодатели разные. Логика, по которой требуется высшее образование, понятна. Поскольку его получить не так сложно, то человек, не имеющий высшего образования, считается не прошедшим определенный порог социализации. Работодатели в большинстве своем уже не доверяют диплому, а больше верят рекомендациям и своим собственным глазам, когда они видят и участвуют в судьбе будущего своего сотрудника. Задача нашей магистратуры не в том, чтобы пообещать заказчику, что мы подготовим классного специалиста по его описанию, а в том, чтобы совместными усилиями с предприятием воспитать специалиста.
Андрей: Это зависит от компании. Что касается меня, коллектив, где я работаю, сформировался еще с советских времен, и принцип работы тоже. А нас обучают уже по новым методикам. Понятно, что прийти к руководителю проекта и сказать: «А давайте не будем делать так, а будем по-другому», я не могу, но вношу какие-то поправки потихоньку. Я думаю, все предприятия, которые сотрудничают с целевой магистратурой, понимают, что выпускники будут обучены по современным стандартам, и приветствуют это.
Андрей: Нет, так как именно в моей предметной области нашелся интересующий меня проект, я пошел специально на него — на режимное предприятие, так как после службы в армии у меня появилась форма допуска (необходимый доступ к секретной информации).
Андрей: Наши контракты с работодателем подразумевают трудоустройство и некоторые (минимальные) выплаты со стороны предприятия во время обучения. Я, например, устроен на полный день. Но мой работодатель понимает, что помимо проектной деятельности, у нас есть еще и учеба, и необходимость писать магистерскую диссертацию. У других ребят ситуация похожая. В магистратуре уже совершенно другое отношение к студентам — здесь ты учишься грамотно распределять свое время. Хорошо, что основные мероприятия по учебе проходят на выходных, есть выделенные дни, зачастую в вечернее время, потому есть возможность грамотно распределить свое время.
Андрей: Если студент желает, то можно попробовать совместить. В моем случае мне пришлось поменять кафедру и институт, чтобы моя работа была как-то связана с диссертацией.
Сергей Владимирович: У нее все те же принципы: возможность смены вектора образования, возможность внести вклад в науку. Вообще в современном мире границы между гуманитарным и техническим знанием сглаживаются. Все серьезные технические инновации, на мой взгляд, связаны и с техническим, и с естественно-научным, и с гуманитарным знанием.
Сергей Владимирович: Инженерное образование сегодня стоит перед серьезнейшими переменами, когда переопределяется его содержание, значение, ценность, задачи. Мы хотим повысить роль работодателей в образовании и надеемся послужить одним из катализаторов изменений, хоть у нас сейчас всего и двадцать — двадцать пять студентов в ежегодном наборе.
В этом году к нашим программам целевой инженерной подготовки присоединились такие замечательные новосибирские предприятия как ИМТЦ (Инновационный медико-технологический центр), «Радио и микроэлектроника» и другие, на которых уделяется серьезное внимание развитию и новым разработкам.
Что касается образовательной части, то соприкосновение технических и гуманитарных курсов стало еще ощутимее, повысилась важность изучения иностранных языков, способности читать и говорить на них свободно. Для магистрантов разработаны новые курсы. В прошлом году их было четырнадцать, в этом году добавилось еще пять. По опыту прошлого года, мы увидели, что можем сделать курсы более универсальными, например, курсы «Экспериментальная лазерная физика» и «Информационная безопасность» могут быть доступны для всех желающих магистрантов. И еще одна наша задача: организовать междисциплинарную и межкурсовую коммуникацию, создать среду не только непрерывного инженерного образования, но и непрерывного инженерного общения. То есть создать пространство для взаимодействия всех возрастов и передачи инженерной культуры. Такое пространство, в котором магистрант или даже школьник, увлеченный техникой и технологиями, мог бы содержательно общаться с признанным инженером.
Сергей Владимирович: Программы создают специалисты предприятий, научные работники, преподаватели вузов, которых не устраивает роль «чтецов» и «трансляторов» одних и тех же знаний из года в год.
Сначала появляется запрос от предприятий на компетенции молодых инженеров для разработки новых технических продуктов или технологий, формулируется проблема, тематика курсов.
Это одна из самых сложных задач, потому что некоторых программ не существует не только у нас в области, но и вообще нигде. После этого мы решаем, возможно ли создать новый курс, и кто это может сделать. Для многих направлений признанные специалисты существуют в единичном числе и они очень востребованы в производстве, в бизнесе. Вовлечь их в образовательную работу — это непростая, но принципиально важная задача. В нашем представлении качественный инженерный курс неотделим от научной и производственной деятельности и мало напоминает классическую работу в аудиториях.
Сергей Владимирович: В магистратуре требуется готовность внести новое слово в науку. Также важна готовность образовательного учреждения эту ситуацию спровоцировать и обеспечить, само направление должно быть благодарным для научной деятельности и востребованным среди бакалавров. Поскольку это процесс живой и изменчивый, бывает такое, что магистратура появляется там, где ее не было изначально, или, наоборот, закрывается.
Андрей: Мне кажется, люди этим вопросом не задаются, раз уж ты идешь на бакалавра, будь добр и магистерскую степень получи. Магистерский диплом — это для многих галочка и надежда на то, что будут платить больше. Чтобы люди шли в магистратуру только ради научной деятельности — такого, конечно, пока нет в мыслях у основной массы выпускников. Да и сам процесс обучения в бакалавриате является фильтром, ведь не все оканчивают даже его.
Сергей Владимирович: Действительно, до магистратуры нужно еще доучиться. Бывает, что и без всякой магистратуры студент задается вопросом: «А надо ли доучиваться? А так ли мне нужен этот диплом?» Это нормальный процесс серьезного выбора и преодоления растерянности, потому что невозможно просто сидеть и ждать, когда наше предназначение само по себе проявится. Магистратура — это вполне логичное продолжение образования для человека, который успешно справился и с образовательными задачами, и с определением своего направления развития.
Обсуждение материала
Оставить комментарий