Мой город — Новосибирск
Выбрать другой город:
Учёба.ру WWW.UCHEBA.RU
 
Реклама

Что делать, если ребенок вдруг стал плохо учиться?

Вчерашний отличник стал приносить домой двойки и тройки? Не усвоив одну тему, он уже не может угнаться за второй? Постепенно все больше отстает от одноклассников, чувствует себя на уроках неуютно... Это опасно в первую очередь тем, что рано или поздно пропадает мотивация учиться дальше: в школе не предусмотрено индивидуальное обучение, и ребенок остается со своей проблемой один на один. Что делать в такой ситуации, мы вместе с Московским международным салоном образования — 2019 спросили у Гузель Гудрус, генерального директора Центра поддержки семейного образования (ЦПСО).
Анна Буланова
Главный редактор Учеба.ру
03 апреля 2019
Фото: Vazovsky / Flickr / CC BY-SA 2.0
Гузель Гудрус,
генеральный директор Центра поддержки семейного образования (ЦПСО)

1. Выяснить причины

В первую очередь нужно понять, почему ребенок систематически не усваивает материал: плохая учеба еще не является свидетельством отсутствия у него способностей и талантов. Это могут быть проблемы в коллективе, или он не может найти общего языка с учителем; возможно, ему трудно справляться с программой из-за повышенных требований, а возможно — из-за внутренних переживаний, связанных с проблемами в семье. Только разобравшись в причинах, стоит задумываться о решении.

Если вы выясните, что виновата именно негативная среда, стоит поговорить с психологом: ваш ребенок еще не готов самостоятельно противостоять социуму, ему не хватает психологических сил отстаивать свою позицию, он эмоционален и принимает близко к сердцу негативные оценки и критику в свой адрес.

Если речь идет о пробелах на каких-то конкретных уроках, то помочь сможет репетитор или специализированные онлайн-ресурсы (есть очень много бесплатных альтернатив частным урокам).

А в некоторых случаях вывод об отставании может оказаться несколько гротескным: ребенок намного опережает школьную программу, поэтому ему становится скучно на уроках и у него нет интереса выполнять домашние задания.

2. Задуматься о подходе

Если проблемы серьезные, их не получится решить за пару занятий с репетитором. Да, возможно, оценки улучшатся, но для ребенка нахождение в недружественной ему среде может стать огромным стрессом, который впоследствии повлияет на отношение к образованию в целом и нарушит нормальный процесс выстраивания диалога с другими людьми. В некоторых случаях разумно задуматься о семейном обучении, которое позволит учитывать особенности ребенка, нивелировать возможные стрессы и одновременно улучшит академические показатели.

3. Выбрать траекторию движения

Если вы решитесь самостоятельно организовывать обучение ребенка, нужно запомнить, что отныне вся ответственность будет лежать только на вас. В редких случаях родители принимают решение вновь вернуться в школу. Чаще всего это происходит в старших классах, когда заходит речь об итоговых экзаменах: кто-то боится, что не сможет должным образом подготовить ребенка, кто-то переживает из-за незнания, как правильно записаться на итоговую аттестацию. В любом случае у родителей всегда есть несколько траекторий движения, и решение нужно принимать, опираясь только на особенности самого ребенка.

Для кого-то обучение в семье станет отличным способом выбрать индивидуальный маршрут обучения, сделать акцент на специализированном образовании (музыка, спорт, изобразительное искусство), сосредоточиться на учебе, а не на конфликтах с одноклассниками или учителями. Кроме того, семейная форма обучения имеет иную парадигму: например, «домашний» ученик развивает навыки работы с информацией, а не занимается ее воспроизведением (последнее — школьная методика). Также в домашнем образовании много самостоятельной работы, а следовательно, больше ответственности.

4. Быть объективным

И при семейном, и при традиционном обучении важно помнить, что любое отставание — это условность, ведь иногда бывает, что смышленый ученик «застревает» на простой теме, а сложную проходит в три раза быстрее, чем положено. В любом случае необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка, ведь все мы разные, а оценки вовсе не всегда являются показателем истинных знаний.

В 2019 году Московский международный салон образования, который пройдет с 10 по 13 апреля в 75-м павильоне ВДНХ, предлагает начать широкий диалог о роли и ценностях, успехах и трудностях семейного образования в России. Ознакомиться с проектом деловой программы ММСО-2019, выбрать интересующие темы и построить собственный индивидуальный маршрут посещения Салона можно на сайте.

Анна Буланова
Главный редактор Учеба.ру
03 апреля 2019

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты