Учёба.ру WWW.UCHEBA.RU
 

Выбор программы: Филология

Студентка 4 курса Маргарита Онникова о том, как поступить на филологию, стать журналистом и найти работу по специальности, а также о том, что происходит с новосибирскими журналистами после обучения
Тамара Абшилава
Тамара Абшилава, Редактор Учёба.ру в Новосибирке
29 мая 2014
 

Маргарита Онникова

ВУЗ

Новосибирский государственный технический университет

Факультет

Гуманитарного образования

Программа

Филология

Почему ты решила поступать на филологию?
 
Мы с моей одноклассницей (на данный момент одногруппницей и просто подругой) Кристиной в школе делали стенгазету и думали, что нас с распростертыми объятьями примут в любой университет на специальность «Журналистика». Хорошо сдали ЕГЭ и хотели поступать в НГУ, но на бюджет не прошли, а на коммерции для нас учиться было дорого. Поэтому мы рассмотрели другие варианты и выбрали филологию в НГТУ, так как на базе этой специальности также можно было получить одну из четырех специализаций по направлениям: «Преподавание русского как иностранного», «Документоведение», «Связи с общественностью» и «Журналистика». Мы, конечно же, выбрали последнюю.
 

 

Сложно ли учиться?
 
Когда увидели в расписании такие предметы как языкознание и литературоведение, мы испугались, ведь представляли всё немножко по-другому. Но нас уверили, что вскоре начнутся и журналистские курсы. Ближе к концу первого курса мы поняли, что нужно самим крутиться, что-то делать в плане своего профессионального развития, поэтому мы начали писать статьи в университетскую газету «Абзац». Я сейчас очень благодарна этому опыту. Это так здорово, когда тебе выделяют деньги на то, чтобы ты сам что-то делал, придумывал, реализовывал. Потом у нас начались интересные предметы — введение в журналистику, юридические основы журналистики, теле, радиожурналистика... Кстати, благодаря одному из журналистских курсов, я получила свою нынешнюю работу.
 
Оправдались ли твои ожидания от обучения?
 
Я никогда не жалела, что учусь здесь. Но вот... классические предметы филологии, типа языкознания и литературоведения мне всегда были не интересны. Скоро госэкзамены, а я мало помню из того, что мы на этих предметах проходили. Мы как-то с нашим преподавателем по тележурналистике разговорились про предметы на филологии, и оказалось, что вот он, например, до сих пор помнит цитаты из древнегреческого и старославянского языка.
 
В течение обучения ты постоянно развивалась профессионально. Расскажи, как это происходило?
 
Как я уже говорила, мы с первого курса начали работать в «Абзаце», впоследствии мы с Кристиной стали его редакторами, которыми до сих пор и являемся. С середины второго курса я начала писать материалы для сайта Academ.info, там я проработала около года. Для меня открылась большая журналистика: я выезжала на пресс-конференции, общалась с высокопоставленными людьми... Кстати, эту работу я нашла сама. Потом у нас началась радиожурналистика, и наш преподаватель предложил мне работу корреспондента-новостника на радио «Мир», где я и работаю с октября 2013 года. Планирую остаться там и после окончания университета.
 
Как удается совмещать работу с учебой?
 
Считаю, что нормально удается совмещать. Работа журналиста все-таки предполагает гибкий график работы. Конечно, нам не говорят: «Ну, раз ты работаешь по профессии, мы все экзамены тебе поставим автоматом». Поэтому, если пропустил, будь добр — приди и сдай долги. Я считаю, что это честная схема.
 
Что тебе нравится в процессе обучения?
 
Мне нравится, что на нашей кафедре работают люди, действительно увлеченные своим делом. У нас небольшая кафедра, и мы хорошо находим общий язык с преподавателями. И поэтому, приходя в университет, мы окунаемся в «свою» атмосферу.
 
Не жалеешь, что пошла получать гуманитарную, а не техническую специальность, выпускников которых сейчас активно поддерживает государство?
 
Нет, никогда не жалела, что пошла на гуманитарную специальность. Потому что склад ума у меня совсем не технический. Я считаю, что если ты хороший гуманитарий, ты всегда найдешь работу по специальности. А если ты плохой технарь, то можешь и не найти. Это уже исжитый стереотип, что гуманитарии никому нужны.
 
Расскажи, в каких проектах во время учебы ты участвовала?
 
Старалась активно участвовать в мероприятиях, связанных с журналистикой. Например, была на слете молодых журналистов, на котором присутствовали редакторы крупных журналов, которые буквально вдохновляли своими рассказами.. А однажды мы увидели информацию о наборе в Летнюю школу «Русского репортера». Мы с Кристиной подали заявки на участие, и нас взяли, я попала в отделение тотальной журналистики. Затем встал вопрос, как нам добираться до Москвы, как оплачивать дорогу. У меня нужной суммы не набиралось. Тогда я пришла на кафедру и узнала, что можно попросить помощи у университета – оформить командировку. Преподаватели мне сказали тогда — без проблем, поможем. И они помогли оформить нужные документы, за что им огромное спасибо.
 
Какие впечатления у тебя остались от посещения Летней школы?
 
Чем этот проект нас вообще привлек? Тем, что тебя никто не заставляет идти на лекцию, а ты сам хочешь туда идти. Люди, которые читают эти лекцию, знают то, о чем они говорят, также как наши преподаватели на филологии. И, конечно же, я рада, что познакомилась с классными ребятами. Теперь я могу написать, например, человеку в Москву, о том, что приезжаю на пару дней, и я уверена, что меня встретят и приютят. Действительно, контакты — это всё.
 
Что ты думаешь о современной новосибирской журналистике по сравнению с федеральной?
 
Я согласна в этом плане с нашем преподавателем, практикующим тележурналистом. Он сказал, что у нас в Новосибирске нет конкуренции в плане подачи материала, и поэтому никто особенно не старается делать более качественный продукт. Многие хорошие журналисты уезжают в Москву, в другие города... я тоже об этом думала, но сейчас решила, что хотела бы достичь определенных результатов в Новосибирске.
 
Считаешь ли ты, что, закончив эту специальность, сможешь работать «много кем»?
 
Может и смогла бы, но в процессе всего обучения я для себя отбирала именно то, что нужно было, на мой взгляд, для моей профессии - журналистики. Но вот, например, в моей группе обучается девушка, которая сейчас преподает французу русский язык в лингвистическом центре, хорошо пишет тексты и любит такие предметы как языкознание и старославянский, в общем, все филологические. На нашей кафедре очень много всего полезного дают, и каждый может брать то, что ему важно и нужно. Кто-то возьмет все и станет очень разносторонним человеком, который сможет проявить себя в сферах, смежных с филологией, а кто-то, как я, углубится и сосредоточится на одной специализации.
 
О чем должен знать абитуриент, поступая на филологию?
 
У меня на первом курсе была переоценка ценностей. В школе я думала, что раз я хорошо пишу сочинения, я буду клёвым филологом и спокойно напишу докторскую диссертацию. В первую очередь, не нужно себя обманывать. Потому что если ты хорошо пишешь сочинения, ты просто молодец и все. А для того, чтобы учиться на филологии, нужно уметь разбираться в справочной и художественной литературе, при этом человек должен любить чтение, стараясь быть кропотливым и усердным, чтобы понимать и учить тот же древнегреческий. Если ты хочешь быть еще и журналистом, то тебе нужно любить не только книги, но и людей. Журналист это тот, кто ничего не знает, но хочет знать все, умеет общаться с людьми и задает правильные вопросы. Если раньше в НГТУ журналистика была специализацией на филологии, то сейчас она выделилась в отдельную специальность, поэтому те, кто считают, что не осилят классическую филологию, могут поступать туда, где прикладным журналистским дисциплинам уделяется больше времени. Я считаю, что журналистике, если ты не обладаешь начальными навыками и качествами, научиться невозможно, можно только развить и улучшить качества, которые уже есть. Если человек хорошо пишет на русском языке, видит композицию, но при этом выбирает неинтересные темы, не видит проблемы, то и образование здесь не поможет. А вообще, самое главное, чему нас научили на кафедре — это то, что, если ты хочешь чего-то добиться, ты должен сам стремиться и искать пути достижения твоей цели, и ни родители, ни преподаватели не смогут сделать это за тебя.
 

 

Тамара Абшилава
Тамара Абшилава, Редактор Учёба.ру в Новосибирке
29 мая 2014

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты