Структура экзамена
ЕГЭ по истории состоит из двух частей и 25 заданий. В части 1 школьникам предлагается выполнить 19 заданий, в части 2 — 6 заданий. Вопросы с кратким ответом предполагают запись в бланке ответов последовательности цифр, слова или словосочетания, задания с развернутым ответом — полный ответ с аргументацией и анализом информации.
Изначально все задания оцениваются в первичных баллах, за каждый из вопросов можно получить от 1 до 4 баллов в зависимости от уровня сложности. Самое дорогое задание экзамена — это историческое эссе (задание № 25), здесь можно заработать сразу 12 тестовых баллов. Максимально работа оценивается в 56 первичных баллов. После экзамена набранные первичные баллы переводятся в тестовые по 100-балльной шкале.
Темы, уровень сложности и оценка заданий
Часть 1
№ задания | Формат ответа | Уровень сложности | Перв. балл | Тема |
1 | 1 | Систематизация исторической информации (умение определять последовательность событий) | ||
2 | 2 | Знание дат (задание на установление соответствия) | ||
3 | 2 | Определение терминов (множественный выбор) | ||
4 | 1 | Определение термина по нескольким признакам | ||
5 | 2 | Знание основных фактов, процессов, явлений (задание на установление соответствия) | ||
6 | 2 | Работа с текстовым историческим источником (задание на установление соответствия) | ||
7 | 2 | Систематизация исторической информации (множественный выбор) | ||
8 | 2 | Знание основных фактов, процессов, явлений (задание на заполнение пропусков в предложениях) | ||
9 | 2 | Знание исторических деятелей (задание на установление соответствия) | ||
10 | 1 | Работа с текстовым историческим источником | ||
11 | 3 | Систематизация исторической информации, представленной в различных знаковых системах (таблица) | ||
12 | 2 | Работа с текстовым историческим источником | ||
13 | 1 | Работа с исторической картой (схемой) | ||
14 | 1 | Работа с исторической картой (схемой) | ||
15 | 1 | Работа с исторической картой (схемой) | ||
16 | 2 | Работа с исторической картой (схемой) | ||
17 | 2 | Знание основных фактов, процессов, явлений истории культуры России (задание на установление соответствия) | ||
18 | 1 | Анализ иллюстративного материала | ||
19 | 1 | Анализ иллюстративного материала |
Часть 2
№ задания | Формат ответа | Уровень сложности | Перв. балл | Тема |
20 | 2 | Характеристика авторства, времени, обстоятельств и целей создания источника | ||
21 | 2 | Умение проводить поиск исторической информации в источниках разного типа | ||
22 | 2 | Умение использовать принципы структурно-функционального, временного и пространственного анализа при работе с источником | ||
23 | 3 | Умение использовать принципы структурно-функционального, временного и пространственного анализа при рассмотрении фактов, явлений, процессов (задание-задача) | ||
24 | 4 | Умение использовать исторические сведения для аргументации в ходе дискуссии | ||
25 | 12 | Историческое сочинение (три процесса/личности на выбор экзаменуемого) |
Как сдать часть 2 ЕГЭ по истории. Советы эксперта
Задание № 20
Что требуется
Необходимо ответить на три вопроса по тексту — указать время его создания (как правило, с точностью до десятилетия), привести фамилию автора или руководителя страны или монарха, во времена которого был создан данный документ, а также назвать период, к которому относится текст.
Особенности
Это относительно несложное задание. Для правильного ответа на поставленные вопросы необходимо провести атрибуцию текста, то есть найти в документе слова-маркеры, которые указывают на эпоху или даже на год.
Советы
Для того чтобы работа с текстом не застала выпускника врасплох, при подготовке лучше всего пользоваться хрестоматией и при чтении каждого документа проверять, можно ли догадаться, что это за текст, не видя его заголовка. Кроме того, при работе с терминами полезно выписывать не только их определения, но и хронологические рамки использования. К примеру, если в тексте попалось слово «рекрут», то он может относиться только к XVIII — середине XIX века (рекрутчина появилась в России при Петре I, а исчезла после введения всеобщей воинской повинности в 1874 году). А термин «Совет народных комиссаров СССР» указывает на 1923-1946 гг., так как ни до, ни после такого органа власти не существовало.
Задание № 21
Что требуется
Ответить на три вопроса по тексту.
Особенности
Несложное задание, для выполнения которого нужно лишь найти в документе соответствующую информацию. Ее можно просто переписать, а можно, раскрыв кавычки, выразить мысль своими словами. Однако во втором случае нужно быть очень внимательным: если слова автора были поняты неверно, баллов не дадут.
Советы
Опять-таки, нужно обратиться к хрестоматиям. Кроме того, издаются рабочие тетради, в которых даны отрывки из исторических документов и сформулированы вопросы, на которые нужно ответить. Здесь важно «набить руку»: если с первого раза найти нужную информацию в тексте не получается, нужно пробовать снова и снова.
Задание № 22
Что требуется
Ответить на вопрос, связанный с текстом, и привести два своих суждения (указать причины, следствия, результаты событий и т. д.).
Особенности
Нередко бывает, что задание № 22 содержит своеобразную подсказку к заданию № 20, и наоборот. Можно сразу прочитать все три задания и решать их комплексно. Только нужно быть очень внимательным при перенесении ответов на бланк.
Советы
Здесь уже потребуется системное видение ситуации. В задании проверяется, насколько выпускник понимает связь данного текста с предшествующими или последующими событиями в истории страны. Ничего сложного в этом задании нет. Можно вспомнить важные даты, относящиеся к более раннему (если в вопросе требуется назвать причины) или, наоборот, более позднему периоду (если вопрос касается последствий), и связать их с поставленным вопросом. Если причинно-следственную связь проследить не удается, стоит проверить, правильным ли был ответ на вопрос № 20.
Задание № 23
Что требуется
Проанализировать историческую проблему или ситуацию.
Особенности
Это очень интересное задание, но выполнить его непросто. Во-первых, потому, что спросить могут совершенно о чем угодно — о политике, экономике, социальном строе, культуре. Во-вторых, нужно привести не одно суждение (объяснение, характеристику или доказательство), а три — и здесь опять потребуется системное видение.
Советы
Может показаться странным, но главное, что можно здесь посоветовать, — это быть любопытным. Не нужно воспринимать учебник как догму, скучный список дат, которые нужно заучить. Читая тот или иной параграф, нужно задавать самому себе вопросы — «почему произошло это событие?», «могли ли действия монарха или полководца привести к иному результату?», «какие социальные группы могли принять участие в этих событиях?», «что позволило одержать победу?» и т. д. Это позволяет морально подготовиться к таким проблемным ситуациям. Очень полезно читать не только учебную, но и научную или хотя бы научно-популярную литературу: большинство таких проблемных заданий — это вопросы, которые были или даже остаются предметом обсуждения в исторической науке и нашли отражение в книгах. Но чтобы читать такие книги, нужно действительно интересоваться историей.
Задание № 24
Что требуется
Проанализировать историографическое суждение, подтвердив и опровергнув его двумя суждениями.
Особенности
Надо видеть проблему с двух сторон, уметь представить себя как в лагере «сторонников», так и в лагере «противников» представленной концепции.
Советы
Это самое сложное задание — даже сложнее, чем историческое сочинение. Здесь понадобится вся информация, которая была накоплена в процессе подготовки к экзамену. Важно помнить, что все аргументы должны основываться на исторических фактах, а, значит, понадобятся конкретные знания. Можно составить на черновике список событий, которые могли бы иметь отношение к поставленной проблеме, и попробовать через них доказать или опровергнуть представленную точку зрения. Нередко срабатывает «обществоведческий» подход: можно вспомнить о четырех сферах жизни общества (политической, экономической, социальной, духовной) и приводить аргументы из разных областей. Допустим, необходимо доказать и опровергнуть, что Россия в XVII веке находилась в изоляции от Европы. Поищем в политической истории факты, которые позволяют подтвердить эту точку зрения и опровергнуть ее. К примеру, интенсивность контактов между Россией и европейскими странами была гораздо ниже, чем интенсивность дипломатических контактов внутри Европы (в Россию прибывало мало посольств); но, с другой стороны, Россия заимствовала европейский военный опыт и именно в это время в составе российской армии появились полки «нового строя». Потом ищем такие же суждения в экономической, социальной и культурной истории. Однако важно помнить: все аргументы должны быть основаны на исторических фактах.
Задание № 25
Что требуется
Написать историческое сочинение.
Особенности
Подготовиться к этому заданию легче, чем к заданиям № 23 и № 24, но нужно постоянно держать в голове, что должно быть в этом историческом сочинении, за что ставят, а главное — за что снимают баллы.
Советы
Можно, конечно, заранее написать пакет эссе (с учителем, родителями, репетитором, преподавателем курсов) и просто выучить его. Но механическое заучивание не самый лучший вариант. Хотя «угадать» темы, в принципе, можно. В пакет включены три хронологических периода: один — по доимперской Руси/России, второй — по истории XVIII и начала ХХ века и третий — по советскому периоду. Можно выбрать один из этих блоков и подумать, сколько в него входит исторически значимых периодов. По XX веку, например, получается не больше 20 тем, по имперскому — немногим больше. Нужно выучить критерии — знать, что конкретно должно быть в вашем сочинении. Многие выпускники пишут методом «потока сознания» — что вспомнил, то и записал, тогда как при проверке эксперты обращают внимание на конкретные вещи. Необходимо:
1. Назвать не менее двух событий, которые относятся к данному периоду истории.
2. Указать не менее двух исторических личностей, деятельность которых связана с указанными событиями, и охарактеризовать их роль (требуется назвать конкретные события и указать конкретные действия каждого человека).
3. Привести не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий, явлений или процессов этого периода.
4. Привести оценку событий данного периода на дальнейшую историю нашей страны.
Отдельный балл ставится за корректное использование исторической терминологии, и еще до двух баллов дают за отсутствие ошибок. Тут тоже действует принцип «набить руку»: если написать несколько десятков таких сочинений, проверить их по критериям и примерно запомнить, как и что нужно писать, вас непременно ждет успех.
Изменения – 2021
Изменена модель задания № 25 (историческое сочинение). Раньше выпускники писали работу по одному из трёх исторических периодов. Теперь задание представлено в двух новых моделях. Школьникам предлагается написать сочинение по одному из трёх предложенных в конкретном варианте исторических процессов или по деятельности одной из трёх исторических личностей. Задание по-прежнему альтернативное: участник экзамена имеет возможность выбрать один из трёх процессов / одну из трёх личностей и продемонстрировать свои знания и умения на наиболее знакомом ему историческом материале.
Для оценивания исторического сочинения используются критерии:
К1. Указание событий (явлений, процессов) — 2 балла;
К2. Исторические личности и их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории — 2 балла;
К3. Причинно-следственные связи — 2 балла;
К4. Значение (последствие) выбранного процесса / действий исторической личности для истории России — 1 балл;
К5. Использование исторической терминологии — 1 балл;
К6. Наличие фактических ошибок — 3 балла;
К7. Форма изложения — 1 балл.
Максимально за это задание можно получить 12 тестовых баллов.