Дополнительная информация
Стержнем выстраивания программы бакалавриата «Начальное образование» в свое время стала идея «обучающего воспитания», сформулированная выдающимся философом, психологом и педагогом русского зарубежья прот. Василием Зеньковским.Особенностью воплощения этой идеи при разработке образовательной программы стало, во-первых, введение в образовательный процесс знаний, дающих методологическую основу для понимания психолого-педагогических дисциплин как православно-ориентированных и включенных в блок обязательных для изучения дисциплин «Основы православного богословия и культуры» (Введение в православное вероучение, введение в Литургическое предание, Священное Писание Ветхого и Нового Завета), а также факультативных (Агиология, Патрология).Во-вторых, дополнение социогуманитарного знания обучающихся знаниями из области православного богословия и культуры: так, курс истории («Мировоззренческий блок») дополняется курсами по истории древней христианской Церкви и Русской Православной Церкви (блок «Основы православного богословия и культуры»), в изучении философии значительное место отводится наследию русской религиозной философии, вводятся курсы иконоведения, церковно-певческого обихода (дисциплина по выбору).Принимая во внимание важнейший на сегодняшний день в педагогической науке принцип универсальности при подготовке специалиста, в образовательную программу «Начальное образование» были включены дисциплины, знакомящие студентов в адекватных и должных пределах с другими религиями и идеологиями, их критическое оценивание с позиций православной традиции (факультативные курсы «Религиоведение» и «Сектоведение»).Следующей важнейшей особенностью образовательной программы «Начальное образование» стало наполнение блока профессиональных знаний ценностно-смысловыми ориентирами, например, изучение психолого-педагогических дисциплин через призму Христианской антропологии («Мировоззренческий модуль») с ее пониманием человека как образа и подобия Божия, учение о спасении, которое диктует двуединую иерархически выстроенную цель воспитания ребенка и т.п. Осознание смысла получаемых профессиональных знаний способствует в свою очередь возведению христианских ценностей в миропонимании будущего педагога на новый качественный уровень, а также реализации его будущей профессиональной педагогической деятельности как ценностно-ориентированной, аксиологически обусловленной.Установка на сформированность мировоззренческих установок будущего педагога, его активной личностной позиции помогает реализации основной задачи в подготовке будущего педагога – его высокой профессиональной подготовленности. На решение этой задачи ориентирована глубоко продуманная система выстраивания профессиональных знанийВ ее основании лежат два модуля: «Основы психологии, теории и практики инклюзивного образования» и «Педагогические основы профессиональной деятельности». Предваряет их изучение учебная ознакомительная практика «Введение в профессию», в ходе которой студенты знакомятся с особенностями профессии педагога, посещают с экскурсиями различные виды образовательных учреждений.В состав первого модуля входит изучение общей, возрастной и педагогической психологии, современных технологий инклюзивного образования, студенты также знакомятся с психологическими особенностями детей с ОВЗ, технологией проектирования их индивидуальных образовательных маршрутов, что является актуальной проблемой современной школы.Второй модуль включает в себя изучение теории и методики воспитания и обучения младших школьников, а также, что является принципиальной позицией кафедры педагогики – изучение истории педагогики и образования за рубежом и более углубленного постижения истории отечественной педагогики и образования. Важно понимать, что принятие различных инноваций в педагогике и образовании только тогда может быть разумным и действительно полезным, когда педагог знает и понимает исторические закономерности, причины и зависимости развития педагогики и образования. Речь идет об изучении генезиса идей и практики образования в контексте христианского мировоззрения. В этом случае в дальнейшей своей профессиональной деятельности педагог сможет при появлении инноваций и новых педагогических решений оценивать их, исходя из обращения к историческому опыту школы и педагогики; сохранять в дальнейшем целесообразные традиции и внедрять действительно эффективные и не противоречащие христианскому взгляду на мир инновации.На втором курсе студенты, обучающиеся по программе «Начальное образование», пишут свою первую курсовую работу, тематика которой связана с изучением выше охарактеризованных модулей. С целью помощи обучающимся на кафедре педагогики было разработано содержание учебной практики по научно-исследовательской работе по педагогике и психологии.Логическим продолжением первых двух профессиональных модулей и ядром программы являются методически-ориентированные модули.Модуль «Теоретические основы и технологии начального языкового образования» включает в себя изучения таких дисциплин, как: русский язык, методика обучения русскому языку, практикум по русскому правописанию, онтолингвистику. Задачу изучения русского языка и правописания мы видим в том, чтобы дать обучающимся систематичное, полное знание основных понятий, относящихся к устройству и функционированию русского языка, способствовать развитию языковой интуиции и дара слова, чувства красоты русской речи, прививать любовь и бережное отношение к родному языку, чувство ответственности за собственное речевое поведение. Эти знания и качества передать следующему поколению сможет только тот учитель, который сам ими обладает. Далее обучение русскому языку дополняем формированием компетенций, связанных с овладением студентами методами и технологиями его преподавания в начальной школе. Заключает изучение данного модуля дисциплина «Онтолингвистика», которая знакомит будущих педагогов с языковыми особенностями детской речи, а также основными этапами и закономерностями усвоения ребенком родного языка.Модуль «Теоретические основы и технологии начального литературного образования» составлен из дисциплин: детская литература, методика обучения литературному чтению, русский фольклор и методика его изучения в начальной школе. Сначала студенты знакомятся с творчеством писателей-классиков и современных детских писателей, идейно-тематическим своеобразием их произведений, далее – с технологией и методами обучения детей литературному чтению и, наконец, студентам предлагается оригинальный авторский курс, направленный на формирование у них способности интерпретировать произведения фольклора как феномена национально-духовной культуры народа, готовности применять данную способность в образовательном процессе в начальной школе.Модуль «Теоретические основы и технологии начального математического образования» состоит из изучения математики и методики ее преподавания в начальной школе, в результате чего наши студенты учатся применять идеи и методы математики при решении задач школьного курса математики.В состав модуля «Теоретические основы и технологии начального образования по естествознанию» входят дисциплины: естествознание (предлагаются к изучению разделы ботаники, зоологии и землеведения), обществознание, методика преподавания курса «Окружающий мир». Изучение курсов естествознания и обществознания дает молодому специалисту возможность опираться на фундаментальные знания при изучении с младшими школьниками курса «Окружающий мир», нацелены на формирование у него экологического и общественного типов сознания, гражданственности и чувства любви к природе, необходимость бережного к ней отношения и рационального использования ее, что так важно будет передать маленьким гражданам нашей страны. Существенно дополняет изучение естествознания на первом курсе прохождение студентами учебной практики, связанной с научно-исследовательской работой по естествознанию и посещением естественнонаучных музеев, парков и ботанических садов. Также важнейшим дополнением содержания данного модуля является изучение студентами на последнем курсе дисциплины «Естественнонаучная картина мира», которая входит в модуль «Мировоззренческий» и нацелена на завершение формирования у них целостного взгляда на мир, поскольку решает задачу гармонического синтеза «противостоящих» компонентов культуры — гуманитарного (в т.ч. богословия) и естественнонаучного знания.Модуль «Методы и технологии художественно-эстетического образования младших школьников» включает изучение методик преподавания технологии и изобразительного искусства в начальной школе. В ходе изучения этих курсов студенты научатся не только владеть методами обучения технологии и изобразительного искусства, но и научатся решать задачи духовно-нравственного воспитания личности средствами данных предметов.Отличительной особенностью нашего вуза и нашей образовательной программы является подготовка будущего учителя начальных классов к преподаванию основ православного вероучения и православной культуры. Для этого был разработан модуль «Методы и технологии преподавания православного вероучения и культуры», в который нами были включены такие дисциплины, как: методика преподавания курса «Основы православной культуры», методика преподавания курса «Основы православной веры», церковнославянский язык и методика его преподавания. Модуль добавляется факультативом «Церковное краеведение», на котором студенты учатся организации учебно-исследовательской деятельности на основе изучения краеведческого материала церковного характера.Теоретические знания всех методически ориентированных модулей дополняются практико-ориентированными при прохождением учебных практик: «Технологии начального языкового образования и проектирование урока по требованиям ФГОС», «Технологии начального литературного образования и проектирование урока по требованиям ФГОС», «Технологии начального математического образования и проектирование урока по требованиям ФГОС», «Технологии преподавания курса "Окружающий мир" и проектирование урока по требованиям ФГОС», «Проектирование урока технологии по требованиям ФГОС», «Проектирование уроков ИЗО по требованиям ФГОС», «Проектирование уроков основ православной культуры по требованиям ФГОС».Также по одной из выбранных методик обучения на 3 курсе студенты программы «Начальное образование» пишут курсовые работы, исследуя те или иные актуальные проблемы обучения и воспитания младших школьников.Наконец, в теоретическую часть подготовки учителей мы добавили такие важные для современного педагога начального образования курсы, как: «Предшкольная подготовка», включающий изучение не только методик подготовки ребенка к школе, но также и методов диагностики готовности к обучению; «Профессиональная этика и культура речи педагога», в ходе изучения которого студенты учатся эффективному речевому педагогическому общению в устной и письменной формах, созданию текстов разных педагогических жанров; «Информационно-коммуникационные технологии в профессионально-педагогической деятельности», «Иностранный язык (английский), «Основы экономики и права».Важнейшей составляющей подготовки современного педагога является, как уже было отмечено выше, не только формирование знаний и умений, но опыта профессиональной педагогической деятельности. Для этого при подготовке учителя начальных классов в ПСТГУ предусмотрены, кроме упомянутых выше, ряд практик, организуемых по принципу «от простого к сложному».В осенний семестр второго года обучения студенты проходят в школах практику по решению задач воспитания детского коллектива и развития младшего школьника. Они наблюдают за организацией воспитательной работы в школе, сами организуют и проводят воспитательное мероприятие с младшими школьниками, учатся диагностировать психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста.В весенний семестр второго года обучения наши студенты проходят учебную, общественно-педагогическую практику на кафедре педагогики ПСТГУ, приобретая опыт взаимодействия с различными представителями общественности при организации культурно-просветительских мероприятий. Обычно это проведение экскурсий в Музее новомучеников в ПСТГУ, помощь в организации празднования Дней славянской письменности и культуры и т.п.По окончании второго курса студенты направляются в загородные или школьные летние лагеря для приобретения опыта работы с детьми в неформальных условиях отдыха.В начале третьего курса студенты проходят практику «Первые дни ребенка в школе», обучаясь организации учебно-воспитательного процесса первоклассников, диагностике готовности ребенка к школе.В течение весеннего семестра третьего года обучения студенты один раз в неделю посещают не учебные занятия в университете, а школы, где проходят проектно-технологическую практику, обучаясь проектированию уроков и пробному их проведению, разрабатывают и выполняют с младшими школьниками проект.В течение осеннего семестра 4 года обучения будущие педагоги участвуют в педагогической практике в воскресной школе: наблюдают за организацией учебно-воспитательного процесса, проводят уроки (занятия), воспитательные мероприятия.Наконец, в самом начале последнего семестра обучения студенты проходят преддипломную практику, в ходе которой проводят пробные и зачетные уроки в начальной школе, воспитательные мероприятия, заменяют собой в течение недели учителя начальных классов, выполняют экспериментальную работу в рамках написания дипломного исследования.